На III Конференции спикеров парламентов по противодействию терроризму и укреплению регионального взаимодействия
12.10.2019
.....Речь идет о господине Исмаиле Кахрамане, господине Сардаре Садике и господине Абдуле Рауфе Ибрагими, председателях парламентов Турции, Пакистана и Афганистана.
Это те люди, которые в свое время поддержали этот формат, политики, которые, понимая ответственность перед своими народами, инициировали разговор, и сегодня вот мы уже третий раз обсуждаем эту важную для всех нас тему, отдавая отчет, что нам в первую очередь необходимо через диалог выйти на доверие и понимание важности проблем и вызовов, которые стоят перед нашими странами, и только вместе, сообща искать пути решения.
Тема борьбы с международным терроризмом актуальна не только для наших стран, я думаю, что вы с этим согласитесь, поэтому мы должны расширять наше сотрудничество, привлекая к разговору новые и новые страны, наших коллег из парламентов других государств,
с тем, чтобы вместе противостоять этому глобальному вызову.
Сегодня международные террористы распространяют свой интерес присутствия на Северную, Западную и Центральную Африку, Южную и Юго-Восточную Азию, готовятся к экспансии в Центральной Азии и Европе.
Поэтому, как никогда, важно сплотиться в борьбе с терроризмом.
Уважаемые коллеги!
Важнейшее условие для эффективной борьбы с терроризмом – формирование единого правового пространства. Мы должны не только отдавать этому приоритетное внимание, но и выходить на конкретные решения, вырабатывая предложения в этой сфере. И в этой связи большая роль отводится взаимодействию парламентов, обмену опытом, лучшими практиками принятия решений.
Недопустимо, когда террористические организации, запрещенные в одних государствах, в других действуют свободно. Террористы этим пользуются, чтобы избежать ответственности.
Важно создавать правовые условия, когда снабжение террористических группировок оружием, материально-финансовыми и кадровыми ресурсами станет невозможным.
Необходима комплексная стратегия пресечения финансовой подпитки террористов за счет наркотрафика. Здесь крайне важен разговор, когда за этим столом присутствуют наши коллеги из Афганистана, Пакистана, и, конечно, мы в будущем хотели бы, чтобы формат участников расширился, чтобы [расширилось] представительство тех государств, которые крайне заинтересованы в этом, учитывая, что они являются пограничными с Республикой Афганистан и в первую очередь принимают на себя удар наркоторговцев.
По данным ООН, ежегодные поставки героина и опиатов из Афганистана только по северному маршруту в страны Центральной Азии и Россию оцениваются в среднем на уровне около 55 тонн. А это всего лишь — хочу обратить на это внимание — 1% объема выявленных поставок.
Совместно мы должны создать законодательную базу противодействия также пропаганде терроризма и экстремизма, в том числе в информационном пространстве.
Для эффективного решения этого вопроса важно опираться на единые международные стандарты, основанные на признании центральной роли государства и его компетентных органов. И главное – осуждение терроризма во всех его формах и проявлениях.
Именно такой подход поддержали главы государств «Группы двадцати» в принятом в июне этого года в Осаке заявлении о предотвращении использования интернета в целях терроризма и экстремизма.
Необходимо также разработать парламентские рекомендации по вопросу информирования о фактах задержания лиц, подозреваемых в причастности к деятельности незаконных вооруженных формирований.
Нам необходимо законодательно обеспечить спецслужбам и правоохранительным органам наших стран все возможности для контроля над перемещением иностранных террористов-боевиков. С учетом того, что после завершения антитеррористической операции в Сирии боевики стали возвращаться в свои страны или укрываться в третьих странах.
Это будет наш реальный вклад, а также международных парламентских организаций в борьбу с терроризмом.
Такая работа над гармонизацией национальных законодательств ведется в Парламентской Ассамблее ОДКБ. И хочется здесь несколько слов об этом сказать, учитывая, что есть конкретные примеры, когда в рамках парламентского измерения мы можем достигать положительных результатов.
Одним из конкретных шагов в этой работе является одобренный ПА ОДКБ модельный Закон «Об информационном противоборстве терроризму и экстремизму», который решает задачу противодействия идеям терроризма и экстремизма в информационном пространстве, повышает защищенность граждан наших стран.
Отмечу также принятые ПА ОДКБ рекомендации по признанию организаций террористическими. Создана основа для формирования Единого списка таких организаций. И в этой связи мы могли бы опыт, который использует ПА ОДКБ, в рамках государств, которые входят в эту структуру, распространить в том числе и на нашу конференцию, на страны-участницы именно в этом формате, чтобы список террористических организаций был подкреплен и решениями наших с вами стран, и таким образом для террористов было бы все меньше пространства, где они безнаказанно действуют и пользуются законодательными лазейками, для того чтобы уйти от ответственности.
В июне 2017 года государствами — участниками Шанхайской организации сотрудничества одобрена Конвенция ШОС по противодействию экстремизму, которая отражает коллективные подходы к борьбе с терроризмом.
Россия, как и Китай, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан, ратифицировала эту Конвенцию. Она открыта для подписания странами, в том числе не входящими в ШОС.
В ходе предстоящего в следующем году председательства России в ШОС рассчитываем провести первую встречу спикеров парламентов государств — членов Организации. Приглашаем вас также к участию и диалогу в рамках этой уважаемой структуры.
И, безусловно, вопросы законодательного обеспечения борьбы с терроризмом и укрепления регионального сотрудничества будут для нас приоритетом.
Предлагаю, коллеги, подумать о создании специальной рабочей группы с участием профильных комитетов наших парламентов с тем, чтобы мы стали делать конкретные шаги, и от диалога, от общего понимания, что это вызовы, которые перед нашими странами стоят, нам необходимо вносить конкретный вклад в эту борьбу, работая над законодательством. И, возможно, здесь мы могли бы выработать модельные решения, которые затем будут нашими странами востребованы.
Нам необходимо ускорить практическое взаимодействие в области гармонизации законодательства противодействия терроризму.
Уважаемые коллеги!
От того, насколько эффективно мы решаем вопросы безопасности, во многом зависит развитие и конкурентоспособность наших стран, реализация интеграционных проектов на пространстве Большой Евразии.
Когда мы говорим о современных угрозах, речь идет не только о противодействии терроризму, экстремизму, наркопреступности, незаконной миграции.
Общим вызовом для стран Евразии и всего формирующегося многополярного мира является активизация попыток иностранного вмешательства во внутренние дела суверенных государств. Давайте признаем, что сегодня это стало бичом, и мы не можем мимо этого проходить, не давая оценку.
Кризисы и революции, созданные в результате вмешательства в дела стран, угрожают государственности и исторической преемственности в жизни народов. Успешно противостоять вызовам со стороны международного терроризма и экстремистских идеологий способны только сильные суверенные государства. Уважаемые коллеги, нам необходимо для себя это зафиксировать и придерживаться только этого подхода. Если только разрушается сильное суверенное государство — это путь к развитию экстремистских идеологий, это основа для того, чтобы террористические организации начинали обосновываться на территории этих государств. Мы должны с вами отдавать приоритет работе по укреплению суверенности государств с учетом уважения традиций этих стран, истории, культуры. Только на этой основе мы можем эффективно бороться с вызовами, которые сегодня беспокоят все человечество.
Мы должны сегодня также учитывать, что в современных реалиях, чтобы нанести ущерб государству, гражданам, организациям зачастую нет необходимости вторгаться на его территорию.
Цифровые технологии позволяют вмешиваться во внутренние дела государств, избирательные кампании, в работу энергетической, транспортной, финансовой систем на расстоянии.
Поэтому крайне важно обеспечить цифровой суверенитет наших государств, защитить права людей в киберпространстве, их персональные данные в первую очередь. Это необходимое условие для безопасного использования интернет-технологий, искусственного интеллекта в интересах развития наших стран.
Было бы правильным также сообща разрабатывать эффективные законодательные решения, которые, с одной стороны, укрепят региональное взаимодействие в области внедрения высоких технологий. Мы буквально на прошлой неделе обсуждали этот вопрос с Председателем парламента Китая и пришли к решению, которые нам позволят, с одной стороны, работать в этих сферах, а с другой — противостоять внешним вызовам, вмешательству за счет использования интернет-технологий, возможностей цифровой экономики.
Нам также было бы правильно в рамках нашей конференции выработать предложения, которые мы затем через структурирование своей работы вывели в отдельное направление, чтобы вносить конкретный вклад в развитие законодательства в этих сферах, которые могли бы создать основу более эффективной работы, противостояния экстремизму, терроризму, наркотрафику. Мы должны сплотить наши страны, чтобы мы действительно не предоставили возможности, лазеек для тех, кто хочет использовать эти современные технологии, разрушая мир, и проводить экстремистскую идеологию.
Уважаемые коллеги!
Считаю важным в парламентском измерении сосредоточить нашу активность на этих приоритетных направлениях многостороннего регионального сотрудничества.
И еще раз предлагаю подумать, как в будущем мы в рамках нашей конференции, с одной стороны, расширяя формат участников, с другой — структурируя работу по ключевым вопросам, которые у нас уже определились, может быть, выйти на повышение эффективности и, самое главное, внести вклад в противодействие злу сегодняшнего времени — это терроризм, экстремистские идеологии, которые распространяются по всему миру. Мы должны лучше понимать друг друга в вопросах, которые должны нас сплотить. Только объединив усилия, мы можем более эффективно работать и вырабатывать предложения по решению ключевых задач.
Благодарю вас за внимание.
|