Встреча со студентами и работниками промышленных предприятий Челябинской области
На территории индустриального парка «Станкомаш» Владимир Путин провёл встречу со студентами и работниками промышленных предприятий Челябинской области.
16.02.2024
Перед началом встречи глава государства осмотрел совместную производственную площадку промышленной группы «Конар» с АО «Транснефть Нефтяные Насосы» и АО «Русские Электрические Двигатели». Пояснения давал генеральный директор промышленной группы «Конар» Валерий Бондаренко.
«Конар» – группа производственных предприятий, занимающихся разработкой, проектированием и комплексным обеспечением для газовой нефтяной и нефтехимической промышленности. В индустриальном парке «Станкомаш» создан полный производственный цикл по выпуску деталей и оборудования для машиностроения и других отраслей – от собственной стальной заготовки до испытаний готового продукта.
* * *
Встреча со студентами и работниками промышленных предприятий Челябинской области
В.Путин: Добрый день!
Посмотрел ваше производство. Конечно, впечатляет.
Я сейчас руководителю сказал, что, если бы не было ограничений, которые наши квази-партнёры ввели против России, против российской промышленности, наверное, не было бы такого количества заказов. Он тут же подтвердил: точно. Мы, говорит, и не приобрели бы тогда даже тех компетенций, которые сейчас приобретены и достаточно эффективно применяются и масштабируются по самым разным направлениям, с поддержкой большого количества и нарастающего количества заказчиков. Это здорово. Впечатляет и качество работы, и применяемые технологии.
И конечно, одна из ключевых тем, которые мы обсуждаем постоянно в последние годы, – это подготовка кадров. Реализовывать высокотехнологичные программы без хорошо подготовленного, профессионального персонала практически невозможно.
И здесь тоже компания у вас двигается вперёд. Целый факультет создали при Уральском университете. Сейчас я сказал ключевому акционеру вашей компании, вашему руководителю: для себя будете готовить высококлассных специалистов. Он говорит: «Нет, не только для себя. Мы будем готовить для всей промышленности России, по соответствующим профилям деятельности». Что очень здорово, очень здорово. Это совмещение работы высшей школы, промышленности и соответствующих федеральных ведомств, которые занимаются подготовкой кадров.
Поэтому направлений работы много, фронт работ колоссальный. Уверен, что всё будет сделано. Я вас, во всяком случае с тем, что уже сделано, поздравляю и хочу пожелать успеха.
Пожалуйста, давайте начнём.
О.Любецкая: Добрый день, Владимир Владимирович!
Хочется прежде всего сказать, что мы очень рады видеть Вас. Мы Вас очень ждали, и наконец-то эта встреча состоялась. Добро пожаловать на Южный Урал.
Должна сказать, морозы в этом году такие крепкие, что южный ли – я задаю себе этот вопрос периодически. Тем не менее встреча сегодня у нас в очень таких тёплых условиях. Волнуюсь, конечно же, волнуюсь.
Хочется сказать Вам спасибо за обратную связь. Я сотрудник Промышленной группы «Конар», и Ваши слова, конечно, так греют душу, и такая гордость внутри поднимается за нашу промышленность, за нашу компанию, распирающее чувство.
Вы знаете, хотелось бы ещё сказать. Мне организаторы этого мероприятия позволили задать вопрос Вам любой, без ограничения, что меня беспокоит. И думала, думала, Вы знаете, нет у меня к Вам вопросов.
В.Путин: Вперёд! Удачи! К новым рубежам!
О.Любецкая: Вы настолько чётко, ясно в своих обращениях объясняете позиции, курс Россия куда берёт, и поэтому лично у меня вопросов никаких не возникает, только чувство благодарности и чувство опять же гордости за то, какой у нас классный Президент.
Вы знаете, пусть у меня вопросов нет, но я точно знаю, что коллеги, студенты и представители других предприятий здесь подготовили вопросы, интересующие их, их предприятия, поэтому они ждут этого момента, чтобы задать Вам их.
В.Путин: Хорошо, пожалуйста.
Честно говоря, я думал, что мы уже уезжаем. Но когда увидел здесь группу, приготовившуюся к броску, то обрадовался. Есть возможность пообщаться.
Пожалуйста.
Н.Яковлев: Уважаемый Владимир Владимирович, добрый день!
Меня зовут Николай Яковлев. Я представитель кадровой службы «Челябинского тракторного завода – УРАЛТРАК». Мы входим в концерн «Уралвагонзавод», производим дизельные двигатели специального назначения, важную продукцию для страны.
Я, наверное, продолжу ту тему, которую Вы подняли в начале нашей встречи. Сейчас на предприятия, в последние годы особенно, приходит очень много молодых работников. Соответственно, мы вкладываем серьёзные усилия именно во внутрифирменное, внутрикорпоративное обучение и в развитие наставничества. Вместе с тем мы заинтересованы в развитии образовательной системы, которая была бы направлена как раз на потребности предприятий.
Здесь возникает предложение – как с точки зрения развития страны, так и повышения её обороноспособности – по особо значимым отраслям, может быть, даже холдингам, корпорациям разработать профессиональные стандарты по ключевым специальностям. И уже на базе их, по сути, скорректировать образовательные стандарты, максимально состыковав их друг с другом, в итоге на выходе получая профессиональных, подготовленных выпускников.
Эту работу правильней, на наш взгляд, было бы делать с участием тех самых холдингов, тот же «Уралвагонзавод» например, в который мы входим. Мы могли бы вместе с образовательными учреждениями высших учебных заведений совместно принимать участие как в разработке самих образовательных программ, так и в их реализации. Мы знаем, что такой опыт у нас в стране на самом деле уже есть в некоторых вузах, он успешный, мы считаем, что это было бы всё реализуемо. И хотелось бы Ваше тоже мнение узнать, насколько в принципе можно этот процесс масштабировать, и если да, то можно ли сроки как-то ускорить.
Спасибо.
В.Путин: Смотрите, мы же вчера были на «Уралвагонзаводе», там тоже говорили с руководителями предприятия, они делают то же самое, что и здесь происходит. Я сейчас только что упомянул о том, что эта компания целый факультет создала в Уральском университете, и слава богу. И ваша группа компаний занимается тем же самым, мы уже запустили программу, «Профессионалитет» называется, и к 2028 году, по-моему, миллион человек, миллион специалистов должны подготовить по новым, новейшим или традиционным направлениям деятельности, которые тоже приобретают новое качество и требуют особой подготовки работников. Причём, наверное, никакого секрета, особенно для тех, кто работает на этом предприятии, не открою. Ведь сегодня люди рабочих специальностей должны получать очень высокую подготовку. Здесь мы, безусловно, будем эту работу продолжать по всем направлениям. А что касается сближения потребностей производства с той работой, которую проводят средние учебные заведения профессиональной подготовки, и даже высшие, безусловно, в этом и залог успеха. С тем чтобы высшие учебные заведения, средние, техникумы, лицеи в тесном контакте работали с производством. Но мы давно, в течение нескольких лет этим занимаемся с нашими ведущими компаниями. Они откликаются, потому что это соответствует их интересам, интересам компаний.
Перед тем как сюда приехать, я был на другом предприятии. Руководитель где-то здесь сидит, Андрей [Гартунг]. Там то же самое: они набрали полторы тысячи работников, да? Сколько?
А.Гартунг: 14 тысяч.
В.Путин: 14 тысяч набрали. Прямо на месте их готовили. И конечно, они заинтересованы в том, чтобы вновь пришедшие на производство люди (а это, как он сказал, бывшие официанты, тоже нужная профессия, бывшие менеджеры даже, ещё чем-то занимались в сфере услуг) имели хорошую подготовку. Сколько у вас из мест лишения свободы? 400 человек?
А.Гартунг: 280.
В.Путин: 280, под 300 человек. Даже из мест лишения свободы люди работают – не хватает рабочих рук. И их тоже нужно готовить, и для них это тоже будущее, потому что, после того как эта страница в их жизни будет перевёрнута, они получают хорошую профессию и имеют дальше перспективы развития, в том числе профессионального и личного.
Поэтому мы будем работать самым тесным образом, выстраивать эту совместную работу между школой (уже со школы надо начинать профориентацию), между средними специализированными учебными заведениями профессиональными, как я уже говорил, техникумы и лицеи, и, конечно, вузами, и в вузах будем продолжать эту работу.
Одну из программ я назвал – «Профессионалитет». Миллион человек должны подготовить к 2028 году, но это не единственная программа, их целый набор, и мы будем дальше совершенствовать это взаимодействие с реальным сектором экономики. Так что сомнений здесь нет никаких.
Н.Яковлев: Спасибо огромное.
П.Баглай: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Зовут меня Баглай Павел, я являюсь руководителем отдела по автоматизации промышленных процессов на заводе робототехники. Вопрос у меня пересекается, на самом деле, с моим коллегой, но в разрезе уже роботов.
В связи с новым витком развития робототехники в промышленности возникает потребность в новых кадрах – в связи с тем, что усложняется принцип работы и, как следствие, повышается требование к квалификации. Подскажите, пожалуйста, есть ли планы по модернизации действующих институтов образования и открытию новых именно в разрезе робототехники?
Спасибо.
В.Путин: Мы с губернатором сейчас тоже обсуждали, в машине вместе ехали и говорили на эту тему – он прав абсолютно, это известная тема: здесь, к сожалению, нам есть над чем работать. Мировым лидером, или номером один, является на сегодняшний день Южная Корея: у них на 10 тысяч работающих тысяча роботов. А у нас 10 роботов на тысячу работающих. Точно совершенно, есть над чем работать.
Сейчас тоже смотрели здесь, рядышком с вами, буквально в десяти минутах езды, построен новый завод по производству российских роботов. Сколько вы планируете произвести в ближайшее время? В год производить?
Реплика: 450 в этом году.
В.Путин: 450 в этом году, и собираются наращивать и наращивать. Но это не единственная площадка в России, на которой идёт эта работа. Конечно, мы будем это делать.
Вы спрашиваете, в рамках чего, есть ли у нас специальные какие-то программы? Есть. У нас есть программа, которая так и называется: «Производство средств производства».
Это то, на что давно надо было бы обратить внимание, но мы рассчитывали на то, что мы, продавая нефть и газ, уголь и металлические заготовки, всё высокотехнологичное будем получать за эти деньги где-то «за бугром». Но появилась необходимость – оказалось, что есть и возможность производить всё самим. Ну, не всё, но то, что нужно. Ключи технологические развивать собственные. Мы так и будем это делать.
Так что программы такие есть, я назвал только одну из них, но она не единственная. Точно совершенно будем работать. И конкретные примеры, они имеются прямо здесь, в десяти минутах езды.
П.Баглай: Спасибо.
В.Путин: Пожалуйста.
А.Вертянкин: Уважаемый Владимир Владимирович, добрый день!
Меня зовут Вертянкин Алексей, я работаю главным конструктором на этом заводе. Прежде всего от лица всего нашего коллектива позвольте Вас поприветствовать на территории завода «Транснефть Нефтяные Насосы». Пользуясь возможностью, которую мне предоставили, хотел бы Вам задать следующий вопрос.
В школах в Советском Союзе активно практиковалась практика обучения учеников старших классов в учебно-производственных комбинатах, так называемых УПК. Там школьники могли ознакомиться с различными профессиями, выбрать себе что-то подходящее, попробовать себя и в дальнейшем уже определить свой вектор развития: кем они хотят работать, выбрать соответствующее учебное заведение и развиваться.
Быть может, сегодня будет правильным возобновить данные занятия в УПК, как возобновили сейчас занятия по труду, черчению? Возможно, это позволит вовлечь и заинтересовать молодёжь работать в производственной сфере и тем самым в дальнейшем избежать дефицита высококлассных специалистов.
В.Путин: Уже сказал только что о том, что нужна работа по ранней профориентации. То, что Вы сказали, – это, действительно, положительный опыт ещё со времён Советского Союза. Но мы, по-моему, с 2018 года программу раскручиваем – «Окно в будущее» называется.
С этого года мы интенсифицируем эту работу и во всех школах, – их у нас, по-моему, 38 тысяч, – начинается работа по ранней профориентации школьников с 6-го по 11-й класс. Задача такая, чтобы примерно 47–48, под 50 процентов школьников этого возраста – с 6-го по 11-й класс, чтобы с ними была проведена такая предварительная работа по ранней профориентации.
Очень рассчитываю на то, что они будут приходить на предприятия, будут знакомиться с этими предприятиями, в том числе с такими, как ваше предприятие, и с другими, чтобы ребята посмотрели и выбрали своё будущее в профессии, потому что это вообще один из ключевых вопросов жизни. Чтобы быть успешным, счастливым человеком, нужно найти себя в профессии.
И конечно, мы занимаемся, – сейчас сказал, что сделали, что сейчас будем делать, – и, повторяю, это должно охватить все 38 тысяч школ Российской Федерации, но постепенно мы будем наращивать. Потому что сразу, наверное, это всё сложно сделать – прямо по щелчку все школы и всех школьников включить в эту работу. Но в ближайшее время как минимум до 50 процентов, 47 процентов [школьников], это восемь с лишним миллионов человек, – мы эту работу будем проводить в таком масштабе.
А.Вертянкин: Спасибо.
И.Барышев: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Барышев Иван, я студент четвёртого курса энергетического факультета Южно-Уральского государственного университета…
В.Путин: Извините, пожалуйста.
Знаете, вчера был на предприятиях здесь, рядышком, в Екатеринбурге, и в Нижнем Тагиле девушка одна говорит: а у нас есть хороший музей предприятия, он за периметром самого предприятия находится, и ребята из школы приходят даже.
Форм ранней профориентации может быть очень много. Надо просто творчески к этому подходить и использовать все эти направления. Это тоже одна из форм ранней профориентации – эти музеи и другие площадки подобного рода, чем трудовые коллективы гордятся. Нужно их развивать и привлекать ребят, здесь очень много можно всего придумать. Главное, чтобы над этим думали те, кто заинтересован в решении этой задачи.
Извините, пожалуйста.
И.Барышев: Ничего страшного.
Меня зовут Барышев Иван, я студент четвёртого курса энергетического факультета Южно-Уральского государственного университета.
Хотел бы Вам сказать спасибо за государственный проект по созданию передовых инженерных школ. У нас в Челябинске такая тоже есть, называется «Сердце Урала». Наша школа ориентирована на двигателестроение для спецтехники. Это очень важно для нашего региона, потому что у нас в Челябинске, на тракторном заводе, производятся силовые установки для военной бронетанковой техники. Сам я являюсь членом молодёжного конструкторского бюро «Танкоград», которое также входит в состав нашей передовой инженерной школы.
Я знаю, что проект передовых инженерных школ поддержан до 2026 года. Тут у меня больше, наверное, будет не вопрос, а просьба: не могли бы Вы рассмотреть поддержку со стороны государства проекта передовых инженерных школ вплоть до 2030 года? Конечно, если это возможно.
В.Путин: Возможно и нужно. Это очень хороший проект, в него сначала отобрали, по-моему, 30, создали 30 таких площадок, потом добавили ещё 20 – получилось 50 перспективных передовых инженерных школ.
В этой работе сейчас участвует примерно 160 крупных наших инновационных предприятий. Мы планируем, что в 2024-м, 2025, 2026 годах, – до 2026 года уже принято решение продлить, – в этой работе примут участие не менее чем 250 наших крупных, хороших, высокотехнологичных производств. Общий объём софинансирования будет где-то в районе 60 миллиардов рублей, это приличные деньги на эти площадки, о которых я сказал.
Вы правы абсолютно, это востребовано. Собственно говоря, мы с этого начали – с того, что кадры нужны, причём не просто, а высококвалифицированные. Набрал руководитель предприятия 14 тысяч, и сразу столкнулись с тем, что нужно людей готовить. И слава богу, у них система выстраивается. Но это совершенно точно, что мы должны работать по этому направлению широко и конкретно, понимая, где и что востребовано сегодня и что будет востребовано завтра.
Кстати говоря, у нас принято решение о том, чтобы прогнозировать рынок труда на ближайшие годы – на пять лет как минимум – и корректировать свою работу в связи с этим прогнозом. Это чрезвычайно важная вещь, чтобы не абы как шлепать, штамповать людей с какой-то «корочкой» о том же высшем или среднем специальном образовании, которые потом не знают, где трудоустроиться, а чтобы была связь с производством – с пониманием, как этот рынок труда будет развиваться в ближайшие годы, и исходя из этого действовать в этой чрезвычайно важной сфере.
Я сказал: 250 предприятий будет привлечено, софинансирование – 60 миллиардов. Но это всё должно быть нацелено на конечный результат. А конечный результат – это рост производительности труда и соответствие тем потребностям, которые есть в экономике на рынке труда. Инженерные школы, Вы сказали, студенческие инженерные школы – тоже одна из форм работы по этому направлению. Точно совершенно будем поддерживать и программу продлим.
И.Барышев: Спасибо.
А.Ахмадулина: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Амина Ахмадулина, я студентка четвёртого курса юридического института Южно-Уральского государственного университета.
Я занимаюсь таким видом спорта, как шахбокс.
В.Путин: Шахбокс?
А.Ахмадулина: Да, правильно. Это такой гибридный вид спорта, в котором соперники соревнуются в чередующихся раундах шахмат и бокса.
В.Путин: Вы тоже боксом занимаетесь?
А.Ахмадулина: Да, конечно.
Я являюсь первой чемпионкой мира по шахбоксу из России. То есть данный вид спорта требует высокого уровня развития как интеллектуальных, так и физических навыков. В прошлом году на базе Южно-Уральского государственного университета при поддержке компании «Конар» был создан первый в мире центр студенческого шахбокса под названием «Шах и Раунд». На открытии центра Валерий Вячеславович [Бондаренко] рассказал нам о том, что, будучи студентом, он занимался боксом и это помогло ему стать хорошим инженером и директором завода.
Я думаю, что, если бы все заводы страны активно участвовали в создании новых пространств для развития студенческого спорта, это бы положительно повлияло, во-первых, на здоровье нашей страны, а во-вторых, на воспитание новых чемпионов. Прошу Вас на встрече с бизнесом обратить их внимание на развитие студенческого спорта.
В.Путин: Действительно, эти навыки и психологические особенности, которые возникают в ходе занятий единоборствами, и в жизни, наверное, тоже помогают добиваться конкретных успехов, потому что бойцовские качества для того, чтобы идти вперёд, они нужны.
Шахбокс, да? Любопытно. Когда видим: человек сидит в шахматы играет, играет, извините, у него чего-то – раз! – закручивается, пошёл на ринг – бум! – и всё встало на место. Или наоборот: когда на ринге чего-то там куда-то улетело, потом сел в шахматы играть – всё выстроилось, как нужно в голове. Но в любом случае это интересно.
У нас сейчас в Казани будет комплексное большое спортивное мероприятие как раз по видам спорта, которыми молодёжь активно интересуется. Эти виды спорта развиваются во всём мире, они совмещают и традиционные виды спорта, и инновационные. А вот здесь шахматы и бокс – и то и другое традиционные виды спорта, но, конечно, их совмещение – это любопытно.
Одно из направлений деятельности, которое государство развивает в этой сфере, – это создание условий для того, чтобы молодые люди, студенты могли заниматься техническим, научным творчеством, для того, чтобы они могли учиться по избранной специальности, спортом заниматься, искусством, всё это в комплексе могло бы происходить, это создание кампусов.
Говорил много раз, может быть, вы слышали об этом: 25 кампусов современных по всей территории Российской Федерации. 17 проектов уже отобрано, в ближайшее время будем продолжать эту работу. И там как раз всё должно быть совмещено, гармонизировано и предложено для молодых людей, для того чтобы они это всё использовали.
Но не только для самих этих высших учебных заведений. Это запланировано, задумано таким образом, чтобы и люди, проживающие, скажем так, в округе этого кампуса, – тоже с соблюдением требований и правил безопасности, разумеется, это всё возможно сделать современными средствами, – могли пользоваться этими преимуществами, которые в этих кампусах совершенно очевидно должны возникнуть.
Есть и другие способы поддержки инновационных видов спорта или таких необычных, как Вы сказали, и вообще спорта в целом. У нас же существует целая программа сейчас поддержки студенческого спорта. Мы будем это делать дальше, конечно. А Ваше пожелание простимулировать ещё и наши предприятия, которые заинтересованы в получении хорошо подготовленных специалистов, конечно, это легче, чем выдавать деньги из бюджета. Поэтому мы их будем, конечно, стимулировать.
Тем более, знаете что, – думаю, что вы тоже видите, я уже с этого начал, – наши компании, которые столкнулись с определёнными проблемами и ограничениями, с санкциями и так далее, но при этом, получив рынок сбыта своей продукции внутри собственной страны, который освободился от значительного количества западных брендов, они, конечно, заинтересованы в том, чтобы работа по всем компонентам, в том числе и по кадрам, – мы сейчас практически только это обсуждаем, – шла самым наилучшим образом. Они не жадничают, предприятия вкладываются в эту работу. Но мы с ними поговорим и на эту тему, чтобы не только в образование, но и во времяпрепровождение, в спорт побольше тоже вкладывались. Уверен, что так и будет.
А.Ахмадулина: Спасибо.
В.Путин: Да, пожалуйста.
М.Касьянов: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Касьянов Максим. Я являюсь сотрудником Челябинского кузнечно-прессового завода, а также студентом Южно-Уральского государственного университета.
В.Путин: Вы заочно учитесь, да?
М.Касьянов: Да, чтобы совмещать работу и учёбу.
Такой вопрос. Сейчас предприятия набирают кадры, в том числе людей, получивших гражданство по программе переселения соотечественников. Как им будет начисляться пенсия, если они имеют стаж за границей Российской Федерации?
В.Путин: Сколько Вам лет?
М.Касьянов: 21.
В.Путин: Молодец! Перспективный работник, потому что думает минимум на 30 лет вперёд. Здорово.
Максим, у нас действовало определённое соглашение со странами СНГ. Потом Россия их денонсировала в силу того, что ситуация кардинальным образом поменялась с 1991 года.
Но у нас практически урегулированы отношения со всеми нашими основными партнёрами, подписаны двусторонние соглашения, кроме, по-моему, трёх стран: Узбекистана, Украины и Туркменистана. Но и по гражданам этих стран действуют единые правила, а именно: если эти граждане постоянно проживают на территории Российской Федерации, имеют, приобрели или гражданство России, или вид на жительство, то тогда действует общее правило, как для граждан Российской Федерации. Стаж нужен 15 лет, возраст нужен определённый, или человек получил инвалидность, либо утрата кормильца произошла, тогда наступают обстоятельства, при которых человек имеет право получать страховую пенсию.
Но с этими странами, о которых я сказал, пока нет подписанных и проработанных межправсоглашений, но действует такое правило, которое я сейчас тоже изложил, как для граждан Российской Федерации, по сути. Но со всеми другими государствами у нас всё урегулировано.
Вы из какой страны переехали?
М.Касьянов: Отсюда я, местный.
В.Путин: А, местный. Что Вас так беспокоит, я даже не понимаю? Или у Вас девушка, может быть, переехала и Вы думаете о её пенсии уже?
М.Касьянов: Нет, предприятие коллективно подготовило вопрос.
В.Путин: В общем, вот таким образом. По-моему, практически всё рассказал.
Здесь есть ещё одно обстоятельство, которое является для нас чрезвычайно важным и с социальной точки зрения, и с внутриполитической, – это положение людей, проживающих на территориях Луганской Народной Республики, Донецкой Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. Нужно отрегулировать всё, что касается их пенсионных прав, и сейчас эта работа ведётся и Государственной Думой в том числе. Рассчитываю, что в самые короткие сроки она будет закончена. Эти решения будут непростыми, но мы в Крыму уже это делали. Надо будет засчитывать и стаж работы, который люди получили, работая ещё на территориях, когда они находились в составе Украины. Но это специальный вопрос, больших сложностей с его решением не вижу.
М.Касьянов: Спасибо большое.
В.Путин: Пожалуйста.
А.Лупу: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Меня зовут Лупу Андрей, я студент Южно-Уральского государственного университета Высшей школы электроники и компьютерных наук. Сейчас обучаюсь на втором курсе магистратуры по направлению «Приборостроение» и планирую дальше обучение в аспирантуре.
Коллективно со студентами разговариваем, общаемся, и сейчас возникает вопрос по поводу дальнейшего продолжения: всё-таки идти в аспирантуру или идти на предприятие непосредственно работать?
Раньше, в своё время, в Советском Союзе были так называемые научно-исследовательские институты, которые делали малое производство, то есть от начала разработки до этапа сертификации и малого серийного производства, которое уже потом интегрировали и в бизнес.
Как предложение: рассмотреть возможность создания научно-промышленных объединений, которые занимались бы этим и уже точечно развивали именно потенциал будущего.
В.Путин: Мы, по-моему, и пытаемся всё это делать. Мы говорили о передовых инженерных школах, в принципе, там это и происходит. Мы эту практику будем расширять, уже сказал об этом.
А как совместить это с аспирантурой? Не знаю, надо подумать. Но аспирантура – это прежде всего то, что рассчитано на привлечение людей, склонных к исследовательской работе, к исследовательской деятельности, склонных к научной деятельности. Можно, наверное, совмещать это и с производством, тем более что, как правило, если мы имеем дело с прикладной наукой, то она рассчитана на применение в производстве.
Это надо посмотреть, посчитать, может быть, даже внести какие-то коррективы в будущую деятельность аспирантов. Там, где речь идёт о фундаментальной науке, – это одно, а где речь идёт о прикладной науке – это другое. Там связь с производством должна быть обеспечена. Так и будем делать.
А.Лупу: Спасибо большое.
В.Путин: Пожалуйста.
Д.Вильданов: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Меня зовут Вильданов Денис, я студент четвёртого курса Миасского машиностроительного колледжа, а также слесарь механосборочных работ на автомобильном заводе «Урал». Я коренной житель Миасса. Миасс – небольшой город, но с очень развитой промышленностью.
В.Путин: Сколько километров отсюда?
Д.Вильданов: 100 километров отсюда. Кстати, он похож на Нижний Тагил, в котором Вы недавно были. У нас два крупных градообразующих предприятия: наш автомобильный завод «Урал» и Государственный ракетный центр имени Макеева.
Так вот, Миасс значительно отстаёт по развитию инфраструктуры от того же Челябинска и подобных ему крупных городов. Мне хотелось бы обратить Ваше внимание на то, чтобы такие малые промышленные города, как Миасс, Нижний Тагил и подобные им, действительно росли и развивались.
Хочется спросить у Вас: можно ли выделить какую-то поддержку на развитие таких перспективных городов? Потому что хочется не только интересно работать, но и по-настоящему жить в таких городах.
Спасибо, Владимир Владимирович.
В.Путин: А сколько у вас в Миассе жителей?
Д.Вильданов: 160 тысяч человек.
В.Путин: В Нижнем Тагиле, по-моему, 300 тысяч – в два раза больше. Мы сделали две программы по развитию Нижнего Тагила. В 2013 году одна программа начала реализовываться, а потом, несколько лет назад, сделали ещё одну программу в связи с подготовкой к 300-летию города. Вчера на предприятии встречался с работниками завода – они мне говорили о том, что они видят реально изменения, которые происходят в их городе. И слава богу, хотя думаю, что этого недостаточно. Там люди достаточно скромные – в ходе беседы больших вопросов не задавали, но я знаю, что там нужно ещё предпринять усилия – дополнительные, немаленькие – для развития этого города.
Миасс заслуживает не меньшего внимания не только потому, что там такие крупные и важные для экономики страны предприятия находятся, о которых Вы сказали, но и потому, что там 160 тысяч человек живёт. У нас есть программа развития малых и средних городов, уже вскользь упоминал об этом. Мы будем эту программу тиражировать – это 100 процентов. И Миасс, конечно, должен в неё попасть.
Сейчас Вы говорили о том, чтобы сделать привлекательнее работу, скажем, медицинских работников в малых и средних городах, на селе, но здесь город-то большой, 150 тысяч, тем более промышленный город. Поговорим, с губернатором поговорим.
Но есть действующая программа, которая направлена на благоустройство территорий. И люди привлекаются, кстати говоря, к реализации этих программ. Она очень хорошо у нас идёт в целом по стране. Речь идёт о небольших населённых пунктах, об исторических городах. Миасс, по-моему, тоже является получателем этих средств. За последние пять лет где-то, по-моему, 500 миллионов получили, да?
А.Текслер: Да, Владимир Владимирович.
В.Путин: С 2019 года. За 2019-й, 2020, 2021, 2022, 2023 годы, по-моему, полмиллиарда получили.
А.Текслер: Да, так и есть. Конкурс по развитию малых городов, который в прошлом году проводился, Миасс выиграл с очень интересным проектом развития набережной. А регион серьёзные средства добавит в сам проект – до полумиллиарда рублей. Набережная – большое культурное пространство, там рядом спортивные объекты. Так что у нас целая программа, там новый мэр, которого недавно избрали, буквально в прошлом году. Соответственно, мы с ним разработали программу, будем дальше развивать город.
В.Путин: И будет соответствующее финансирование, где-то под 230–240 миллионов рублей. Об этом мы говорили.
Д.Вильданов: Большое спасибо, Владимир Владимирович.
В.Путин: Пожалуйста.
В.Бобровская: Добрый день, Владимир Владимирович!
Меня зовут Бобровская Валерия, я являюсь инженером-конструктором данной промышленной площадки. У меня такой вопрос.
В.Путин: То есть это Вы сконструировали?
В.Бобровская: Нет.
Когда я была маленькой, меня родители готовили к тому, что я вырасту и стану инженером. Так и случилось. Сейчас у меня самой подрастает 5-летняя дочка, и мне хотелось бы узнать, куда направить ребенка. Какие специальности будут актуальны через 10–20 лет? Спасибо.
В.Путин: Вот смотрите, я только что говорил, минут 15–20 назад, о том, что мы ставим перед собой задачу постоянно актуализировать рынок труда на ближайшие три-пять лет. Это постоянно меняется. Вот сейчас только говорили о робототехнике. На слуху у всех искусственный интеллект, сфера больших данных, генетика и масса других направлений.
Вы знаете, Вы молодая мама, у Вас маленький ребенок. Нужно, на мой взгляд, помочь ребенку сориентироваться в огромном пространстве и в огромном потоке информации. Существуют методики современные, которые дают возможность взрослым, родителям выявить способности детей, выявить их склонности к определенному виду деятельности, и помочь потом ребенку сориентироваться в этом бесконечном пространстве и бесконечном потоке информации. Это непростая работа, это не менее сложная работа, чем промышленный дизайн.
Я хочу Вам пожелать успехов, но даже не хочу пытаться давать Вам какие-то советы, это Вы должны сделать сами вместе с близкими – с бабушками, с дедушками, с мужем. Просто нужно способствовать многостороннему, многоплановому развитию маленького человечка, создавать из него полноценную личность и помочь самому сделать этот выбор.
В.Бобровская: Мы будем стараться. Большое спасибо.
В.Путин: Существуют методики выявления талантов у маленьких детей. Эти методики и за рубежом развиваются достаточно энергично, и у нас в стране все более и более становятся популярными. Эта известная уже в стране площадка «Сириуса», где работают с одаренными детьми со всей страны, у них это отдельная работа – выявление когнитивных способностей ребенка. Посмотрите методики, они Вам подскажут.
Е.Ключников: Здравствуйте, Владимир Владимирович.
Зовут меня Ключников Евгений. Я представляю «Челябинский завод городского электрического транспорта», начальник цеха. Мы, «СИНАРА – Городские машины», изготавливаем троллейбусы.
В.Путин: Я вчера видел. Супер, такая техника красивая. Просто удивительно. Я вас поздравляю, вообще здорово.
Е.Ключников: Пользуясь случаем, от всего коллектива хотим, чтобы Вы посетили нашу площадку, посмотрели производственные процессы, как мы с нуля (заходит металл и выезжает троллейбус), посмотрели все это дело.
В.Путин: Я видел конечный результат, уже здорово. Как это происходит все в процессе, от нуля до вот этого изделия, такого красивого и нужного. Ну, постараюсь. Спасибо большое.
Е.Ключников: И вчера на этот момент у меня был вопрос: «Вы сидели когда-либо за рулем троллейбуса?» Вчера это случилось. Сегодня мне пришлось немножко подкорректировать вопрос. Как Вы думаете, актуальность именно производственной туристики?
В.Путин: Да, это очень интересно.
Е.Ключников: У нас в стране и, может быть…
В.Путин: Да, да, да. Очень интересно и полезно, это промышленный такой туризм, очень интересно, особенно для молодых людей, как мы говорили в начале беседы, для того чтобы вовремя помочь людям сориентироваться в своей будущей профессии. Очень интересно.
Знаете, когда смотришь, – роботов смотрели сегодня отечественного, российского производства, – смотришь, как здесь производство развивалось, вот Валерий показывал, с нуля, просто убитые площадки, убитые, и потом картинки уже сегодняшнего дня. Послушайте, это впечатляет.
Для любого человека, если он занимается каким-то созидательным трудом, мне кажется, что это самое большое удовлетворение в жизни приносит – видеть результаты своего труда. У вас и есть, у вашего предприятия есть, у людей, которые там работают.
Я посмотрел вчера на этот троллейбус – игрушка. Но это не значит, что на этом можно и нужно успокоиться, совсем нет. Почему? Потому что есть, над чем работать. Выглядит хорошо, место водителя прекрасно сделано, удобно для пассажиров. Больше того, он может не просто по электролинии идти, а где нужно, может переезжать, используя батареи, с одного участка движения на другой участок. Но над батареями надо работать.
Е.Ключников: Согласен.
В.Путин: Надо работать над батареями. Есть, над чем работать.
Е.Ключников: Еще на нашей площадке сейчас организовывается опытное производство, будем выпускать электробусы.
Спасибо нашему прекрасному губернатору. Ровно год назад мы открылись, начали с нуля и дошли до серийного производства.
В.Путин: Да-да, здорово. Мне вчера рассказывали просто. Очень приятно.
Е.Ключников: Спасибо большое.
В.Путин: Золотые руки. Те, кто ушел с нашего рынка, потеряли этот рынок. Просто какая-то чушь.
Но это шанс. Для таких, как Вы. Для тех, кто с Вами работает – вызов. А для русского, российского человека, когда он сталкивается, вообще любого этноса, любой национальности, мне кажется, у нас есть такая общая черта. У нас общих черт очень много, вне зависимости от того, что в паспорте написано, или сейчас не пишут в паспорте, но вне зависимости от того, кем человек себя считает по национальности, есть общие черты. Почему? Потому что мы тысячу лет живем в одном культурном пространстве, происходит обмен не только генетическими свойствами, но и интеллектуальными, культурными.
Я о чем? О том, что когда наши люди сталкиваются с какими-то вызовами, с трудностями, сразу включаются механизмы, которые, может быть, в нормальной, спокойной жизни являются спящими, и начинается стремление к преодолению этих трудностей.
Что произошло? Некоторые бренды ушли. Спасибо им большое, они создали и коллективы, где-то соответствующим образом поработали над культурой производства и так далее, и так далее. Но наши люди подхватывают мгновенно и дальше идут.
Сейчас руководитель предприятия, где мы находимся, свои изделия показывал. Я говорю: «Как там». Он говорит: «Как там? У них такого нет». Продвинулись и по качеству изделий, по очень многим компонентам. И так по очень многим направлениям.
И у вас это получается, но над аккумуляторами надо работать.
Пожалуйста, прошу Вас.
Я.Невский: Здравствуйте, уважаемый Владимир Владимирович!
Меня зовут Невский Ярослав. Я студент третьего курса Южно-Уральского государственного университета, обучаюсь по специальности «Проектирование и производство ракет и ракетных систем». Эта специальность очень актуальна и важна для нашего государства в нынешнее время и в принципе.
Владимир Владимирович, такой вопрос. Мы в ходе обучения сталкиваемся с проблемой при выборе места производства для прохождения практики. Дело в том, что в Челябинской области профильным производством является Государственный ракетный центр имени Макеева в Миассе. Соответственно, при выборе, при поездке в другие регионы возникает такая проблема, как отказ от многих компаний из-за огромного наличия студентов из своих институтов. И вопрос заключается в том, можно ли как-то… Волнуюсь.
В.Путин: Не спешите. Мы никуда не спешим.
Я.Невский: Как-то помочь или поспособствовать в решении данного вопроса.
В.Путин: Какого?
Я.Невский: Чтобы можно было попасть на практику на предприятие не только своего региона. Допустим, мы с одногруппницей Олей, она слева от меня сидит, хотели попасть на РКК «Энергия» в Москве либо в Центр подготовки космонавтов. Но, к сожалению, из-за огромного количества студентов, которые есть в Московском и Центральном регионах, по большей части приходят отказы.
В.Путин: Вы знаете, эти предприятия, эти центры, о которых Вы сказали, занимаются поиском своих будущих сотрудников и молодых специалистов. Но что я могу точно сделать – я могу этим предприятиям, о которых Вы сказали, подсказать, чтобы они сделали сеть этого поиска пошире, и работали бы с молодыми специалистами, будущими молодыми специалистами из большего количества учебных заведений интересного, нужного для них профиля. Я с ними поговорю обязательно.
А что касается непосредственно Вашей практики, Вы где хотели бы ее проходить конкретно?
Я.Невский: Либо, как я упомянул, РКК «Энергия», либо Центр подготовки космонавтов.
В.Путин: Хорошо. Поскольку я не могу встретиться сразу со всеми, а с Вами мы увиделись сегодня, мы сделаем это. Не вижу проблем никаких.
Я.Невский: Спасибо большое, Владимир Владимирович!
В.Путин: У Вас третий курс?
Я.Невский: Да, третий.
В.Путин: А специальность какая?
Я.Невский: «Проектирование и производство ракет и ракетных систем», специалитет.
В.Путин: Так Вам, наверное, чего в Центре подготовки-то?
Я.Невский: Тогда РКК «Энергия», получается.
В.Путин: РКК «Энергия» тогда, конечно. Ладно. Хорошо.
Денис, ладно? Возьми, пожалуйста. Спасибо большое.
Пожалуйста. Давайте, из головы придумайте какой-нибудь вопрос и завершающий. Давайте.
Дайте, пожалуйста, микрофон.
Реплика: Владимир Владимирович, учитывая, что у нас тут много молодых специалистов и смотрят нас, наверное, много молодых людей, хотелось бы услышать от Вас какой-то мудрый что ли совет, жизненное напутствие для молодого выпускника.
Спасибо.
В.Путин: Знаете, напутствий у нас в нашей классической литературе столько, их ничем не заменить, и прямо сходу трудно предложить.
Помните известное: искать, бороться, не сдаваться? Но в наше время оно связано с большим количеством вызовов. Во-первых, нужно найти для себя дело, которым вы сможете заниматься с любовью и получать удовлетворение от результатов своего труда (поскольку мы на предприятии, я буду говорить об этой части, прежде всего), и от этого, на мой взгляд, зависит успех каждого человека, в значительной степени от этого. Потому что чувство гордости за то, что ты сделал, чувство эйфории даже от результатов своего труда возникает только тогда, когда человек занимается тем, чем он любит заниматься. Это главный параметр, основа для любого человека.
Но конечно, это все должно быть связано с личной жизнью, это должно быть связано с реализацией себя в семье, с воспитанием детей. Вот как молодая мама сейчас сказала, она думает о своем ребенке. Я уверен, что ее жизнь кардинально поменялась после того, как у нее дочка появилась, правда? Просто кардинально.
И вот это все в комплексе – и профессия, и личная жизнь, и забота о своих родителях, о бабушках, о дедушках, – все это не может устойчиво развиваться без того фундамента, который выстроен нашими предшественниками, нашими предками, нашими родителями. А это фундамент нашей культуры и морально-нравственных ценностей, которые мы называем нашими традиционными ценностями. Это связано с уважением к своей стране, уважением к нашей истории.
Только в этом случае все это в совокупности даст положительный результат для каждого человека и для страны в целом.
Реплика: Спасибо огромное.
В.Путин: Вам спасибо за вопрос.
Е.Ключников: У меня социальный. Я многодетный папа, три ребенка у меня, три сына. Этот статус у меня закончился по достижении старшим 18-ти лет. Потом вроде как сказали, что кто учится на бюджете (он у меня учится в ЮУрГУ)…
В.Путин: До 23-х лет.
Е.Ключников: До 23-х. А почему нельзя сделать…
В.Путин: До пенсии прямо. (Смех.)
Е.Ключников: Нет, 5,5 лет, до окончания вуза.
В.Путин: Боксеры засмеялись. (Смех.)
Еще раз, не до пенсии, а до какого возраста?
Е.Ключников: Почему нельзя до окончания вуза сделать? Он 5,5 лет учится.
В.Путин: Так и сделано, до окончания вуза. Почему в 23 года? Потому что в 23 года уже все заканчивают вуз, это имеется в виду.
Е.Ключников: Понял, спасибо.
В.Путин: Он на каком курсе учится?
Е.Ключников: На четвертом.
В.Путин: Ну, так все, скоро заканчивает.
Е.Ключников: Еще полтора года.
В.Путин: Все нормально, Вы попадаете в этот разряд людей, которые должны получать соответствующую поддержку.
Е.Ключников: Всё, спасибо.
В.Путин: Да, пожалуйста.
Д.Полухин: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
Я Дмитрий Полухин, главный специалист по испытанию и исследованию материалов на этой площадке.
В.Путин: Одно начальство здесь – главный специалист, главный инженер.
Д.Полухин: Мы растем вместе с этой площадкой.
В.Путин: Понятно. Здорово.
Д.Полухин: 20 лет, что я Вас знаю, хотел всегда задать Вам вопрос, но по истечении этих 20-ти лет вопросы, конечно, менялись. Потом на часть вопросов я уже самостоятельно находил ответ.
Эмоционально, конечно, я присоединяюсь к началу нашей беседы, что редко на какой площадке Вы бываете дважды, а у нас уже второй раз за столь короткий срок.
Мой вопрос несколько суммирующий то, про что мы говорили, про образование.
Есть такие термины, как «производительность труда», «энергосбережение», «ресурсосбережение». В советской практике была такая дисциплина как «Научная организация труда». Родоначальником этого был Тейлор, потом советские ученые это все активно раскрыли, и мы потом по прошествии лет в японских, например, технологиях, у «Тойоты» это все прекрасно читаем.
При этом, говоря про образование, я в 2010 году закончил специалитет, и об этом не говорилось. То есть учитывая то, что мы сейчас принимаем такой вызов в текущей реальности, наверное, следует, чтобы образовательные программы в обязательном порядке, по крайней мере, инженерно-технических специальностей, содержали это направление.
Потому что зачастую приходят выпускники, и эти фразы «Мы так 100 лет делаем, зачем сейчас что-то менять?» либо «Если работает – не трогай» – это неподходящая позиция для текущего времени.
В.Путин: Конечно, 100 лет делали, не трогайте, – мы и будем жить, как 100 лет назад. Я полностью разделяю то, что Вы сейчас сказали.
Но тот вид деятельности и та специализация, о которой Вы сейчас сказали, судя по всему, она прежде всего должна быть предметом изучения у менеджеров, которые организуют производство. Вы сейчас упомянули о тех специалистах, которые в Японии организуют работу предприятия. Это не только в Японии, это во всем мире делается.
Знаете что? Я бы хотел, чтобы к нашей беседе подключился человек, который от Вас справа. Андрей, расскажите, пожалуйста, как Вы выстраиваете работу. Вы мне сейчас только рассказывали, как Вы выстраиваете работу по горизонтали, как Вы выстраиваете работу по организации производства. Я просто хочу, чтобы коллега высказался на этот счет.
А.Гартунг: Добрый день!
В двух словах не скажешь. В целом мы никакой велосипед не изобрели, есть сложившиеся практики развития производственной системы, которые Федеральным центром компетенций, проект производительности труда федеральный про то же самое…
В.Путин: Нет-нет, как Вы выстраиваете работу различных подразделений производства. Вы сказали: у нас были коллеги, они ушли, а мы модернизировали даже то, что они предлагали для организации производства.
А.Гартунг: В первую очередь мы совмещаем технологии бережливого производства, которые есть, и сложившиеся стандартные методы производительности труда одновременно с современными методами, которые позволяют собирать данные и анализировать данные о текущих параметрах производственного процесса, где эти будущие данные, использованные с хорошей аналитикой, дают возможность правильно определять, где находится проблема. И уже, используя методы бережливого производства, эту проблему решать.
Для того чтобы масштабировать этот процесс, так как мы много цехов построили новых, мы обучаем людей. На всех крупных предприятиях есть, наверное, дирекция по развитию производственной системы, и у нас есть, мы там готовим руководителей для того, чтобы они применяли эти методы.
Ну, и последнее. У нас был интересный опыт, когда мы привлекали специалистов с ушедших предприятий, ушедших иностранных концернов, но они оставили здесь самое ценное – это квалифицированных российских людей, которых они обучили. И там у нас с «Тойоты» ребята работают, из других компаний, и это очень помогает расширяться.
Спасибо.
В.Путин: Да, но идея в чем? Я попробую помочь Андрею. Идея в том, чтобы организовать работу цехов, всего предприятия, отдельных участков таким образом, чтобы они оптимальным образом взаимодействовали друг с другом, чтобы не было потери ни рабочего времени, не было потерь материальных ресурсов и так далее, и так далее. И с тем, чтобы они стыковались, входили в пазл, что называется, на каждом этапе своей работы.
Но это непростой вид деятельности, непросто организовать. Но в целом во всем мире это делают, и у нас это делается уже, и мы будем всячески совершенствовать, поощрять тех, кто совершенствует эту работу, потому что это кратно повышает ту самую производительность труда, о которой Вы сказали, которая стоит в основе всей нашей политики. Для того чтобы наша промышленность, наша экономика в целом была конкурентоспособной.
Давайте будем завершать, наверное.
Пожалуйста, пожалуйста, прошу Вас.
О.Мельникова: Здравствуйте, Владимир Владимирович!
У меня даже не вопрос, а просто большая благодарность. Потому что если сравнивать ситуацию, допустим, 10–15 лет назад и сейчас, именно с инженерами, она кардинально поменялась. Это мы выяснили даже, пока здесь просто Вас ждали. И преподаватели тоже нам то же самое говорят. Мы тут разговорились про стипендии, про то, как зовут на предприятия. Лично я этим летом была на Уральском заводе гражданской авиации, и уже зовут, после второго курса. Большое Вам спасибо.
А еще стипендии очень помогают развиваться не только в науке, еще я танцами занимаюсь, и это все получается совмещать благодаря стипендиям, которые действительно дают возможность студентам не только учиться…
В.Путин: Мы сейчас еще и Правительственную стипендию и Президентскую повысим существенно.
О.Мельникова: Вот это тоже. И стипендия действительно хорошая, если ты работаешь. Не про работу, которая вне учебы, а именно совместно с учебой, то есть научные статьи, культурные различные достижения, спорт, – это все идет в стипендию, и это действительно помогает развиваться.
В.Путин: У нас есть еще одна форма деятельности, совмещение интересов науки и производства, когда крупные компании выбирают молодых людей и сами направляют их на учебу, оплачивая учебу и выплачивая стипендии. И это хорошо для соответствующих производств, для компаний, потому что они знают, кого они будут готовить. Это хорошо и для молодых специалистов, потому что у них будет обеспечена на будущее хорошая, высококвалифицированная работа в соответствии с тем образованием, которое они получают. Так что и это тоже направление мы будем обязательно развивать.
А Вы какими танцами занимаетесь?
О.Мельникова: Народными.
В.Путин: Отлично. Там ансамбль у вас университете?
О.Мельникова: Да, называется «Уральское раздолье».
В.Путин: Здорово, отлично. Кто боксом занимается, кто народными танцами. Отлично.
А много там вас? И ребята, и девушки ходят, да?
О.Мельникова: Чуть больше десяти человек, один парень и все девушки.
В.Путин: Повезло. Молодец.
О.Мельникова: Также хотела бы упомянуть, что если бы у меня так душа не лежала к ракетной и космической технике, то, конечно, я бы пошла… УЗГА предлагает такие условия, это «Уральский завод гражданской авиации», что очень хочется к ним пойти.
И то, что Вы сейчас упомянули, что они берут студентов, у них программа очень хорошая, очень мне нравится. Пошла бы к ним.
В.Путин: Это очень здорово, когда человек развивается гармонично, занимается авиационной, ракетной техникой и танцами, искусством.
Как Вашу дочку зовут?
В.Бобровская: Милана.
В.Путин: С Миланой в этом направлении поширше и поглубже, и она будет счастливой девочкой.
Хочу сказать спасибо за эту беседу. Надеюсь, что и вам тоже было небесполезно, небезынтересно. Мне-то точно. Вам большое спасибо.
Хочу пожелать успехов вам, вашим коллегам, студентам и сотрудникам предприятий, которые вы представляете.
Спасибо большое. Всего хорошего.
О.Любецкая: Владимир Владимирович, хочется тоже от нас пожелать Вам успехов и сил в Вашем непростом труде. Берегите, пожалуйста, себя и для нас тоже.
До новых встреч, я надеюсь. Всего доброго!
В.Путин: Спасибо. Я всем тоже желаю здоровья. Всего хорошего.
|