печать|закрыть окно


Минск: Вручены награды молодым литераторам Союзного государства

Организаторы творческого состязания прозаиков "Мост дружбы", особо подчеркивают, что конкурс "ориентирован на поиск, раскрытие и поддержку молодых талантливых авторов, привлечение внимания к культуре и литературным традициям

29.11.2025

Минск: Вручены награды молодым литераторам Союзного государства


В очередной раз в Национальной библиотеке белорусской столицы состоялось вручение наград победителям конкурса молодых литераторов Союзного государства



Организаторы творческого состязания прозаиков, который избрал своим девизом "Мост дружбы", особо подчеркивают, что конкурс "ориентирован на поиск, раскрытие и поддержку молодых талантливых авторов, привлечение внимания к культуре и литературным традициям России и Беларуси".

В этом году по результатам работы экспертного совета были определены десять победителей: по пять молодых авторов от Беларуси и России. Более того, все рассказы уже вошли в сборник-альманах и будут напечатаны, а один из экземпляров торжественно передали в коллекцию Национальной библиотеки.

Выступая на торжественной церемонии, руководитель Постоянного комитета Союзного государства Антон Маркевич признал, что чувствует личную гордость за творческих участников. Прочитав рассказы из представленного альманаха, у него сложились самые положительные эмоции.

Во-первых, все произведения, по его словам, повествуют "о наших буднях, о наших людях, поэтому очень легко воспринимаются читателем ". Доброе слово, которое звучит от литераторов, убежден он, никто не сможет заменить, даже искусственный интеллект. Он выразил убеждение, что традиция проведения конкурса будет продолжена, "поскольку и в Беларуси, и в России огромное количество талантливых писателей".

В свою очередь, дополняя коллегу, член Союза писателей Беларуси Александр Карлюкевич заметил, что "жюри не раз обсуждало с некоторым чувством тревоги, сможет ли конкурс выдержать испытание временем, встретить достойные произведения на следующих этапах "Моста дружбы". Но уже седьмой по счету творческий марафон окончательно развеял все сомнения.


Лауреатом этого года, уточняет агентство, стал, в частности, Иван Кузнецов с работой "Яма с музыкантами". Кстати, он уже вторично становился лауреатом "Моста дружбы". И за это время прошел большой путь от научно-популярного рассказа до большого художественного произведения, которое вошло в финал конкурса "Электронная буква" и уже ждет своей публикации.

Это, по признанию автора, "произошло и благодаря поддержке, и вере в молодых писателей. Каждый из нас проходит свой уникальный насыщенный путь в литературе, который может быть разным, но этим он и прекрасен".

Среди победителей этого года названа и студентка БГПУ Ксения Кузнецова с рассказом "Дивная зима, или Как я перестал быть одиноким". "Никогда не думала, что буду участвовать в конкурсах, рассчитывала писать исключительно для себя. По счастливой случайности преподавательница увидела во мне писательский талант и дала толчок двигаться дальше", - призналась счастливый начинающий литератор.

Лауреат премии «Мосты дружбы» 27-летний москвич Александр Рязанцев — молодой прозаик, литературный критик, журналист. Окончил «Зарубежное регионоведение» в РАНХиГС, потом продолжил обучение в Высшей школе экономики на социологическом факультете. С недавнего времени — кандидат социологических наук


Несколько лет работал в газете «Литературная Россия». Публикуется в литературном приложении «Ex-ibris» к «Независимой газете», в толстых журналах «Новый мир», «Урал», «Звезда», «Юность». В этом году опубликовал в издательстве «Синяя гора» книгу «Хлеб, вино и одиночество», где собраны рассказы, написанные за пять лет.

– Интересное сочетание «Хлеб, вино и одиночество». О чем же книга?

– Это сборник рассказов, которые объединены общим настроением, ностальгией по ушедшему, разочарованием, но при этом и надеждой. В рассказах много страшных, частых и порой неизбежных для живого человека ситуаций: то смерть близкого человека, то родительский гиперконтроль и ссоры, которые негативно влияют на психологию детей, а не взрослых. Вообще интерес к детской психологии — тоже один из элементов, который объединяет весь сборник. Есть сквозные персонажи, например, поэт Митя Беспалый, который переходит из одного рассказа в другой, или перевозчик собак, который ездит по разным странам, а параллельно, в свободное время, пишет рассказы.

Это какие-то личные истории?

– Нет, это рассказы. Есть, например, рассказ «Анива» – про семейный круиз на Сахалин, где первая часть посвящена как раз бытовым проблемам. Люди устают от брака, от своей жизни, но есть то, что их объединяет — сын, который видит эти проблемы. И испытывает чувство вины.

Я ни разу не был на Сахалине, вообще на Дальнем Востоке, но провел очень большую подготовительную работу. Читал статьи, отзывы в интернете, смотрел видео, изучал историю маяка. Написать рассказ – это как написать статью. Журналистская работа по факту, нужно быть точным в подборе фактов. Один раз ошибёшься — и читатель тебе уже не поверит.

Мне приходили отзывы от читателей, которые были на Сахалине или даже там жили, и они мне говорили, что я все очень точно описал. Вплоть до того, что в ресторанах часто подают картофельное пюре и говядину, хотя, казалось бы, рядом море...

Такие отзывы всегда мотивируют не бояться затрагивать какие-то новые темы, писать про места, где сам никогда не был.


– А рассказ «Уходя гасите свет», который принес вам победу в конкурсе, он о чем?

– Это рассказ про вечер после литературного семинара, когда уставшие поэты собираются, отдыхают, пьют вино, разговаривают о литературе, заставляют друг друга читать стихи и отгадывать, кто автор, хотя он может сидеть в комнате.

И вот там как раз главный герой – перевозчик собак. Он прозаик, который удивительным образом сумел попасть на поэтический, повторюсь, семинар. Такое бывает, поверьте. Герой весь рассказ переживает за свою любимую собаку Персика. Она родила, и у нее слабое здоровье, и не дай Бог, с ней что-то случится.

Герой знакомится с девушкой, они общаются. А потом герой внезапно узнает, что у нее отец умер от ковида. Перед этим ему мама звонит и говорит, что Персик умерла. И вот он понимает, что тот шок, который испытал, вообще ничто по сравнению с тем, что у кого-то рядом умер близкий человек. Это несопоставимые вещи. И это осознание постепенно наводит его на философские размышления о смерти.

Он не видит смерть, но буквально ее чувствует. То есть тут присутствует небольшой мистический элемент. Получается контраст между веселостью, балагурством, которое было в начале, и тем, что смерть все это видит и терпеливо ждет, потому что каждый с ней встретится. Рано или поздно.

Настроенческая вещь, но признаюсь, что не все рассказы такие, есть повеселее. Но именно в «Уходя, гасите свет» мне хотелось показать надлом, ощущение какой-то беды, что сейчас что-то плохое произойдет, хотя, казалось бы, вокруг весело.

И все равно есть надежда, в рассказе её символизирует поэт Митя Беспалый, который находит прозаика, сидящего во тьме и размышляющего о смерти. Приятно, что у него как раз белорусская фамилия. И он вообще, наверное, мой любимый персонаж сборника.

– Александр, вам 27 лет. Не рано ли задумываться на тему смерти?

– Я об этом еще, честно говоря, стараюсь не думать. Знаю людей, которые постоянно думают о смерти, ни к чему хорошему это не приводит. Но не всегда сам к таким мыслям приходишь. Иногда они сами тебя находят. Мне вообще кажется, что мысли витают где-то в пространстве и выбирают людей, которые эти мысли могут понять. И порассуждать — в статье или рассказе. В любом случае, когда садишься и пишешь рассказ, ты, конечно, примерно понимаешь, что хочешь написать. Можешь продумать структуру, персонажей, вообще все, что ты хочешь сказать. Но иногда получается полностью противоположное тому, что задумывал. Порой это значит, что всё идёт в правильном направлении.

– Писательство – это работа для вас?

– Сейчас я работаю в одной правительственной структуре, но в свободное время, да, я публикуюсь. Пишу рецензии, рассказы, на мероприятия хожу. Сейчас очень редко бывает, когда писатель может себе позволить заниматься только литературным трудом.

В 99% случаев это совмещение с одной, а то и с двумя или даже с несколькими сферами деятельности. Конечно, обидно по сравнению с предыдущими временами, но, с другой стороны, такая ситуация показывает, кто настоящий писатель. Человек в свободный вечер, уставший, понимает, что он не может не написать эту историю. И он садится и пишет ее. Не для себя. Для читателя.



Copyright ©РИА "ПОБЕДА"